Loading

  

2016. № 01 (12)

Версия в формате .pdf

   

 Версия в формате .pdf

Концепция рационализации системы управления учреждениями высшего образования

(на примере вуза г. Мичуринска и г. Тамбова)

The concept of streamlining the management of institutions of higher education

(on the example of the University of the city of Michurinsk and Tambov)

 

Никитина Анастасия Александровна, Тамбовский филиал Мичуринского аграрного государственного университета, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин, канд. педагогических наук,

Nikitina A.А. The Tambov branch of Michurinsk agrarian state university, Head of the Department of General subjects, The candidate of pedagogical sciences, Tambov, Russia, Head of the Department of General subjects, the candidate of pedagogical sciences,

E mail:ermakova20168@yandex.ru

УДК: 378.1

Аннотация. В статье рассматривается множество подходов решения рационализации развития вузов, поиск различных вариантов эффективного управления.

Abstract: The article discusses a variety of approaches solutions to streamline the development of institutions, explore different options for effective management.

Ключевые слова: высшее образование, вузы, управленческая деятельность.

Keywords: higher education, management activity.

 

Высшее образование является ключевым сегментом системы  образования в Российской Федерации и имеет достаточно сложную иерархическую структуру. Эффективное функционирование и устойчивое развитие высшего образования является одной из приоритетных стратегических задач государства, решение которой влияет на конкурентоспособность национальной экономики. В настоящее время, в Российской Федерации, в условиях постоянно меняющейся внешней среды, осуществляется глубокая модернизация системы высшего образования, охватывающая практически все стороны системы  образования: нормативно-правовую, материальную и информационную базу; применяемые образовательные программы и технологии; а также систему управления.

Актуальность, сложность и многоаспектность задачи преобразования и рационализации развития вузов предопределяет множественность подходов к её решению, поиск различных вариантов эффективного управления, что активизирует научные исследования в этом направлении.

Рационализация системы управления учреждениям высшего образования признается подавляющим большинством исследователей в качестве одного из принципиальных факторов повышения уровня конкурентоспособности вуза. Так, Б.Кларк отмечает, что система управления вузом является стратегическим фактором успешности его функционирования в долгосрочном периоде[1]. В.Г.Халин включает формирование эффективной системы управления в состав наиболее приоритетных задач развития любой образовательной организации, независимо от организационно-правового статуса и специализации [3].

Вместе с тем, следует отметить, что в системе высшего образования Российской Федерации проблеме научно обоснованного формирования систем управления учреждений ВО часто не уделяется существенное внимание. М.В.Ченцова, в частности, видит именно в этом одну из наиболее значимых стратегических проблем недостаточно высокого качества образовательных услуг системы ВО [4].

В этой связи принципиальное значение приобретает обоснование парадигмы и формирование комплексной методологии и методического инструментария рационализации управленческой деятельности системы высшего образования, в максимальной степени основанной на использовании инновационного подхода. Необходимо отметить, что в специальной литературе недостаточное внимание уделяется классификации систем управления учреждений высшего  образования.

Таким образом, рационализация управленческой деятельности в системе высшего образования представляет собой комплекс взаимосвязанных инструментов воздействия, основанного на активном использовании технологических, организационных, методических достижений научно-технического прогресса, на все сферы деятельности вузов с целью долгосрочного устойчивого повышения социально-экономической эффективности их функционирования посредством повышения качества предоставляемых услуг.

Следует отметить, что в специальной литературе проблемы управления образовательных учреждений решаются в основном в контексте рыночной или социально-рыночной экономики образования, которые восходят преимущественно к неоклассической экономической парадигме. Подобный подход представляется достаточно узким, поскольку в его рамках практически не уделяется внимание вопросам институционального и неоинституционального порядка, недостаточно отражаются вопросы развития инновационной компоненты в сфере управления учреждениями высшего  образования.

В этой связи предлагается формировать методологию формирования рационализации системы управления учреждением высшего  образования на базе синтеза положений ведущих в настоящее время экономических парадигм, в определенной степени конкурирующих, но и взаимодополняющих друг друга: неоклассического и постнеоклассического синтеза, институциональной и неоинституциональной экономики.

Предлагаемая нами рационализация системы управления учреждением высшего  образования должна соответствовать ряду базовых принципов, таких как: объективность и транспарентность, реализация которых достигается модулями модульно-рейтинговой системы (балльно-рейтинговой) и сбалансированной системы показателей, а также перспективным блоком обеспечения прозрачности всех денежных потоков, генерируемых вузом (Рисунок 1).

Методология рационализации системы управления учреждением ВО представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, методик, моделей, мероприятий, нацеленных на долгосрочное устойчивое повышение уровня социально-экономической эффективности функционирования и развития вуза. Разработанная методология рационализация системы управления учреждениями высшего  образования (рисунок 2) синтезирует положения основных подходов к управлению: системно-функционального, процессного и проектного, основывается на использовании инструментария одной из наиболее передовых на сегодняшний день компетентносной парадигмы развития образовательных услуг.

 

Соответственно, разработаны и апробированы на материалах вузов г. Мичуринска (Мичуринский ГАУ) и г.Тамбова (Тамбовский филиал ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ) модели и методический инструментарий рационализации функций управления учреждениями ВО, стандартизации и повышения эффективности процессов функционирования образовательного учреждения, внедрения новой организационной структуры и комплексной информационной системы управления учреждения ВО (в рамках проектного подхода).

Таким образом, рационализация системы управления (РСУ) учреждения ВО представляет собой комплекс взаимосвязанных инструментов воздействия, основанного на активном использовании технологических, организационных, методических достижений научно- технического прогресса, на все сферы деятельности вузов с целью долгосрочного устойчивого повышения социально-экономической эффективности их функционирования посредством повышения качества предоставляемых услуг.

РСУ функционирует на трех основных уровнях: централизованном (уровне образовательной системы в целом), децентрализованном (уровне оказания услуг учреждениями ВО) и дополнительном (уровне вузовских и межвузовских дочерних организаций).

В соответствии с предлагаемым подходом, на основе РСУ актвизируется интеграция различных направлений управления услугами учреждения ВО. При этом каждое из направлений в рамках РСУ имеет собственный комплекс информационных систем, некоторые из которых в настоящее время внедрены в учебный процесс исследуемых вузов г. Тамбова и г. Мичуринска, некоторые - планируются к разработке. Основным контуром взаимосвязи в рамках системы является информационное обеспечение инновационной активности всех направлений функционирования учреждения высшего  образования как в процессном аспекте (учебный процесс, наука, финансовая, административно-хозяйственная деятельность), так и в направлении кооперации и интеграции с внешними контрагентами (абитуриентами и их родителями, предприятиями - работодателями).

Принципиальное значение имеет комплексная система менеджмента качества, которая, в соответствии с предлагаемым подходом, включает такие основные элементы как концептуальная модель профильной подготовки выпускников, функциональная и процессная модели управления образовательными услугами.

Разработанные модели позволяют увязать, в рамках компетентностного подхода, стадии и элементы процесса подготовки специалистов в учреждении высшего  образования, основные функции управления указанного учреждения и современные стандарты образования. Кроме того, важным элементом блока качества образования является вариант балльно-рейтинговой системы (БРС) или модульно-рейтинговой системы (МРС) как одного из наиболее существенных элементов обеспечения контроля качества образовательных услуг вузов.

В рамках предлагаемой методологии, система управления в учреждениях высшего образования должна опираться на определенную модель системы обеспечения качества (СК), согласованную с основными требованиями международных (европейских) стандартов и руководств в области качества образования (например, Europen Network for Quality Assurance - ENQA). Различные модели системы обеспечения качества образовательного учреждения высшего образования, соответствующие требованиям стандартов ENQA, представлены в литературе.

Все решения по усовершенствованию организационной структуры исследуемых вуза в области системы обеспечения качества принимались руководством на основе изучения опыта передовых вузов России.

Сотрудниками вузов были разработаны должностные инструкции всех субъектов СМК и положения всех новых подразделений, которые в свою очередь опубликованы и доведены до всех заинтересованных лиц. Деятельность всех субъектов и подразделений СМК была обеспечена необходимыми ресурсами. Таким образом, инициатива высшего руководства в области обеспечения качества нашла реализацию на всех уровнях управления вузом.

С целью проверки состояния и полноты действующей учебной и организационно-методической документации, а также с целью ее упорядочения, методистами по качеству был проведен анализ документов. При проверке наличия на кафедрах и в деканатах факультетов необходимой документации, в том числе и нормативной, выяснилось, что в филиале Мичуринский ГАУ нет упорядоченной системы идентификации и систематизации документов и записей. Таким образом выявилась необходимость в формировании единых правил управления документацией. Полученная информация послужила мотивационной и ресурсной базой для составления основных документов по качеству (документированных процедур, спецификаций процессов).

Методистами кафедр была также проведена проверка наличия в учебных подразделениях положений, должностных обязанностей сотрудников и рабочих инструкций. Было выявлено, что отсутствуют должностные инструкции сотрудников кафедр, положение о кафедре устарело и требует доработки (отсутствуют нормы о выпускающей и невыпускающей кафедре и др.). В дальнейшем методисты подготовили свои предложения по корректировке действующих нормативных документов.

В январе 2013 года началась работа по документированию системы менеджмента качества Мичуринский ГАУ и Тамбовского филиала Мичуринский ГАУ. Рабочей группой по качеству были разработаны основные документы СМК.

При описании имеющихся в Тамбовском филиале Мичуринский ГАУ процессов методисты ориентировались на действующую систему, а также специалистов, которые знают основные процессы и умеют ими управлять [4]. Базой для классификации и группировки процессов были выбраны действующие нормативные документы, положения и должностные инструкции. Обсуждение и анализ процессов охватывал все подразделения. При этом выяснялось, кто является потребителем, собственником процесса, участвует в процессе, и является поставщиком для процесса.

Таким образом, описание процессов и операций позволило составить основу для документирования системы менеджмента качества исследуемых вузов г. Мичуринска и г. Тамбова. Долгосрочное устойчивое повышение качества образовательных услуг является основной целью методологии РСУ, последовательно решаемой в рамках всех представленных в ее составе блоков.

 

Список литературы и примечания.

1. Кларк Б. Система высшего образования. - М.: ГУ - ВШЭ, 2011. С.43

2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст)

3. Халин В.Г. Модернизация национальной системы высшего образования. - Спб.: СпбГУ, 2008. С. 112

4. Ченцова М.В. Особенности формирования экономики знаний в современных условиях. - М., 2008. - 24 с.

         


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru