Loading

  

2016. № 01 (12)

Версия в формате .pdf

   

 Версия в формате .pdf

Реверсивная идеологизация как антипод деструктивным идеологиям в современной России.

Reverse ideologization as antipode of destructive ileology in modern Russia.

 

Сайфулин Илья Сергеевич, кандидат политических наук, юрист ООО "Плюс Гарантия"

Saifulin I.S., candidate of political sciences, lawyer LLC "Plus Guarantee"

E-mail: agentionis@bk.ru

УДК 32.019.5

Аннотация: В данной статье предложена и проанализирована модель реверсивной идеологизации и раскрыт её потенциал в случаях использования деструктивных идеологий.

Abstract: This article proposed and analyzed a model of reverse ideologization and disclosed its potential in use cases of destructive ideologies.

Ключевые слова: деструктивная идеология, безопасность, общество, рефлексия.

Keywords: destructive ideology, security, society, reflection.

 

В современных политических конфликтах, которые перерастают зачастую в вооруженные, происходит процесс стремительного формирования нового сознания людей, основанного зачастую на ненависти. Говоря другими словами, современные деструктивные идеологии являются теми или иными оттенками экстремизма. Соответственно, под деструктивной идеологизацией мы будем понимать способ формирования сознания, основанный на вседозволенности по отношению к оппонентам, обусловленной нетерпимостью, враждебностью, выражающейся в исключительности и непререкаемости своих целей [3].

Важно понимать, что для России проблема деструктивной идеологизации крайне актуальна из-за современных политических реалий и политических конфликтов, которые напрямую или косвенно её затрагивают: сирийский конфликт, начавшийся весной 2011 г. и продолжающийся по настоящее время; конфликт на юго-востоке Украины, начавшийся в 2014 г. и продолжающимся по сути также по настоящее время. Общеизвестным фактом является то, что частью 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливается идеологическое многообразие [1]. Симбиоз идеологий, их конкуренция, безусловно, являются достижением современной политической системы, что подтверждается, например, мнением доктора политических наук И.И. Санжаревского о том, что современная государственность и национальная идея не могут быть построены на основе идеологической монополии [4]. Но необходимо четко понимать, что плюрализм идеологий - это не всегда полезные идеологии. Так, в огромном многообразии идеологий могут быть и те, которые наносят вред обществу и государству. Таким образом, для реализации принципов конституционализма, минимизации последствий влияния деструктивных идеологий фундаментально важным представляется анализ процесса деструктивной идеологизации и способов противодействия ему.

Деструктивная идеологизация оказывает воздействие на выбранный объект посредством использования одного или нескольких информационных механизмов. К таким механизмам можно отнести следующие: механизмы мобилизационного типа; механизмы маркетингового типа; механизмы манипуляционного типа [5]. Раскроем их суть:

1) Механизмы мобилизационного типа: актор активирует группу/группы людей (чаще всего эти группы уже изначально радикальны, но достаточно маргинальны), вовлекает новых людей для создания оппозиции (вовлекаемые люди в таком случае в идеале представляют собой не монолитный сегмент общества, состоящий из одной социальный группы, а представляют собой конгломерат из разных социальных слоев).

2) Механизмы маркетингового типа: актор, обеспечивает проникновение на политическую арену, в информационное пространство используемой идеологии, например, идеологии радикального ислама или нацизма.

3) Механизмы манипуляционного типа: актор воздействует на психологию людей и их мировоззрение, подменяя базовые ценности.

Все названные механизмы могут быть предназначены для популяризации деструктивных идей среди различных социальных групп, дезорганизации политических и гражданских институтов, привлечения финансовых ресурсов.

Схематично рассмотрим пример функционирования деструктивной идеологизации (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема воздействия деструктивной идеологизации

 

На рисунке 1 мы видим объект, который подвержен идеологизации. Очевидным является, что таким объектом может быть государство, общество, социальная группа и др. Идеологизация в нашем случае является деструктивной. Мы видим, что процесс идеологизации реализуется двумя способами: внутренним и внешним. Внешним способом идеологизации является информационное пространство, а внутренними: мобилизация и подмена ценностей. Наглядно представлено, что воздействие осуществляется комплексно и целенаправленно, соответственно, результативность такого воздействия потенциально крайне высока. Положим, что вышеупомянутый объект деструктивной идеологизации - социальная группа. Значительная часть группы оказалась восприимчива к деструктивной идеологии, стала её носителем и начала расширяться за счет близких контактов внутри группы. Другая часть группы дезориентирована, т.е. базовые ценности были изменены, а конкретные действия в будущем еще не определены. Из-за этого вторая часть заставляет сомневаться других, происходит процесс восприятия новых ценностей и вариантов дальнейших действий. Последняя часть оказалась менее восприимчива и пока не видоизменена, но эта часть группы пассивна и она никак не влияет на другие части группы. Таким образом, захват всей группы новой идеологией, при отсутствии новых условий - это вопрос времени.

Единственным эффективным современным средством борьбы с влиянием деструктивной идеологизации является Закон. Безусловно, реализация законов помогает избежать неблагоприятных последствий идеологизации, минимизировать риски, наказать виновных, но в данном случае что может сделать закон (рис. 2)? Закон может обнулить воздействие информационного пространства, закрыв, запретив, уничтожив те или иные информационные средства идеологизации. Другими словами, информационный поток ограничен или полностью ликвидирован, на объект больше нет целенаправленного деструктивного воздействия. Это очевидный плюс. Далее рассмотрим последствия для различных частей объекта идеологизации. Мобилизованная часть, которая подверглась влиянию деструктивной идеологизации, подверглась санкциям закона и "выпала", т.е. понесла наказание и была перемещена из нашего объекта. Санкции предусмотрены, например, статьями 280, 282 Уголовного кодекса [2]. Дезориентированная часть группы, изменившая базовые ценности, формально не подлежит санкциям закона, так как фактически его не нарушала, но также осталась при своём новом формате мировоззрения, являясь по сути потенциальной частью для последующего воздействия деструктивной идеологии. Таким образом, социальная группа, после воздействия деструктивной идеологизации и санкций закона по факту осталась, но стала меньше из-за "выпавшей" и неоднородной из-за дезориентированной части.

 

Рис. 2. Схема реализации закона после воздействия деструктивной идеологизации

 

Теперь предположим, что данный объект будет повторно подвержен деструктивной идеологизации. Естественным является конечное уничтожение объекта или попадание его под полное влияние новой идеологии, при том, что не будут изменены условия воздействия на него или не будет изменена структура объекта, например, за счет перемещения в него новых элементов из другого объекта. В любом случае, при первоначальной деструктивной идеологизации, не говоря уже о варианте её повторного влияния, объект находится в критично опасной ситуации.

Для того, чтобы минимизировать риски, связанные с деструктивной идеологизацией, автором настоящей статьи предлагается создание модели реверсивной идеологизации (рис. 3). Фундаментом такой модели является постоянная превентивная работа с потенциальным объектом воздействия деструктивной идеологии, а именно:

- Привлечение внимания объекта к проблеме возможной деструктивной идеологизации. Данный пункт может реализовываться, например, через социальную рекламу, через средства массовой информации или информационно-коммуникационную сеть "Интернет". Главным в этом вопросе является необходимость ненавязчивой подготовки объекта к возможному влиянию деструктивной идеологизации и её последствий. Необходима поступательная работа в сфере привлечения внимания на базе образовательных организаций;

- Создание новых федеральных и региональных гражданских институтов, единственной целью которых будет работа с объектом в целях консолидации общественности вокруг себя для недопущения влияния деструктивных идеологий. Результатом работы таких институтов должно стать недопущение превращения законопослушного гражданина в экстремиста. Данный результат должен быть достигнут через постоянную работу с уже существующими гражданскими и политическими институтами, а также прямую работу с населением. Фундаментально важно в структуру гражданских институтов по противодействию деструктивной идеологизации привлекать ученых, исследователей, экспертов в области борьбы с экстремизмом;

- Создание механизмов адаптации для граждан, которые были вовлечены в различные радикальные группы, тех, кто попал под влияние деструктивной идеологизации. Такая адаптация может происходить через гражданские институты, используя их ресурсы. Важно интегрировать нарушителей обратно в общество, а не позволять оставаться им в идеологическом анклаве;

- Постоянный мониторинг мнения граждан по ключевым социальным и политическим вопросам. Данный пункт необходим для понимания болевых точек, которые может использовать политический актор, применяя деструктивную идеологизацию. Постоянный общественный мониторинг естественным образом определит направления деятельности специализированных гражданских институтов.

Проанализируем представленную модель реверсивной идеологизации (рис. 3) по каждой позиции воздействия деструктивной идеологии.

1) Влияние информационного пространства. Как было представлено на рисунке 1, в случае активации деструктивной идеологии происходит целенаправленное прямое информационное воздействие на выбранный объект. На рисунке 1 объект статичен, он только получает информацию и не рефлектирует самостоятельно. В модели реверсивной идеологизации объект сам посылает импульсы в информационное пространство, создает свои информационные потоки для формирования в информационной среде существующей идеологии большинства граждан, а также поддержании её доминирующих позиций. В таком случае, получается что потенциальный недоброжелатель тратит свои ресурсы для создания и направления информации, для организации процесса деструктивной идеологизации, а объект воздействия, получая эту информацию, моментально рефлектирует и начинает интегрировать самого субъекта воздействия, предлагая свои собственные базовые ценности. В случае, если субъект воздействия не будет готов к ответной реакции, то рискует оказаться под влиянием новой для него идеологии, также как и искомый объект, представленный на рисунке 1.

 

 

Рис. 3. Схема модели реверсивной идеологизации

 

2) Мобилизационное воздействие. Часть объекта, которая оказалась восприимчива к деструктивной идеологии и стала её носителем в модели реверсивной идеологизации моментально идентифицируется и начинает подвергаться воздействию самого объекта. Идентификация такой части за счет готовности объекта к деструктивной идеологизации и понимании дальнейших своих действий, т.е. ответной рефлексии. Воздействие на указанную часть оказывается со всех сторон. Целью такого воздействия является постепенная адаптация мобилизованного сегмента и интегрирование его обратно в структуру объекта. Таким образом, мобилизованная деструктивной идеологией часть объекта не только не начинает расширяться, а наоборот становится меньше за счет всесторонней ответной аксиологической рефлексии.

3) Воздействие на мировоззрение, подмена базовых ценностей. Дезориентированная часть объекта также как и мобилизованная деструктивной идеологией в модели реверсивной идеологизации первоначально идентифицируется и сама становится объектом воздействия. Действует механизм локализации и уничтожения.

Итак, рассмотрев схему модели реверсивной идеологизации можно сделать несколько выводов.

1. Объект воздействия деструктивной идеологизации не статичен и потенциально всегда готов рефлектировать при идентификации направления воздействия на него.

2. При использовании модели реверсивной идеологизации объект воздействия за счет своих внутренних ресурсов и своего потенциала может абсолютно автономно противодействовать угрозам деструктивной идеологизации.

Таким образом, модель реверсивной идеологизации имеет возможность интегрирования в любой социальный или политический объект, не изменяя его функционала, придавая ему новую характеристику: аксиологически рефлексировать на воздействие деструктивной идеологии. Данная характеристика является крайне важной в современных условиях, в частности на территории Российской Федерации, из-за опасности влияний деструктивных идеологий, а также высокой скорости их распространения. Другими словами, реверсивная идеологизация - это современная аксиологическая рефлексия на воздействие деструктивных идеологий.

 

Список литературы и примечания.

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. // Официальный сайт ИПС Гарант. URL: http://base.garant.ru/10108000/31/ (дата обращения 13.01.2017)

3. Сайфулин И.С. Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэкстремистской деятельности в современной России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность 23.00.03 - Политическая культура и идеологии / И.С. Сайфулин; Науч. рук. И.И. Санжаревский, Саратов, 2015. С. 9

4. Санжаревский И.И. Национальная идея как объект политической конкуренции в современной России // Вестник Поволжского института управления. Саратов. - 2016. - № 6 (57). С. 126

5. Политические технологии: Сущность и потенциал применения в системе управления имиджем органов государственной власти [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://rightflow.ru/2399 (дата обращения: 13.01.2017)

         


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru