ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ  





Политическое управление:
научный информационно-образовательный электронный журнал

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал

Political management:
Scientific Information and Education Web Journal
ISSN 2221-7703
Публикуется с 2011 года.

Политическое управление. 2017. №02 (14)
Вопросы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД

Кодзоков Азнаур Хасанович, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
УДК 796.06
Аннотация. Применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел позволяет упорядочить типичные обстоятельства преступных деяний и сопутствующие условия конфликтных ситуаций с применением мер непосредственного принуждения. Разработка модели типовых ситуаций применения мер непосредственного принуждения способствует детализации перечня специальных навыков технико-тактических действий по применению физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, обеспечивающих эффективное выполнение служебных задач, безопасность сотрудников и гражданских лиц.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, физическая сила, меры непосредственного принуждения, применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Статья в формате .pdf

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД позволяет в чрезвычайных ситуациях предупредить (приостановить) правонарушения и конфликтные ситуаций с использованием мер непосредственного принуждения [5].
Характерными отличиями чрезвычайной ситуации от нормальной являются [4,5]:
1. Трудность процесса предугадывания и управления происходящими событиями, так как человек оказывается в состоянии ответного действия на ситуацию. На практике в подобных случаях правомерность и безопасность действий вступают в противоречие, так как чаще всего сотрудник ОВД применяет силовое принуждение при уже действующей реальной угрозе. Сотрудники ОВД следуют за внезапно возникшей чрезвычайной ситуацией, а не предвидят её. Ситуация управляет сотрудником, а не наоборот. Ему требуется время на включение оперативного мышления по выбору решения. Задержка во времени, как правило, сопровождается повышенным эмоциональным и психическим напряжением.
2. Необходимость сдерживания заученных операций, чётко работающих в условиях стереотипных действий, так как теперь на первый план должны выступить специальные интеллектуальные действия, направленные на определение причины и смысла случившегося. Шаблон включён в систему обнаружения знакомых признаков (путём сравнения), а в данном случае требуется опознание и принятие решения.
В качестве основного пути преодоления чрезвычайности рассматриваемых ситуаций предлагается организовать, упорядочить деятельность сотрудника ОВД. Внесение определённости в процедуру применения мер непосредственного принуждения, обозначение причинно-следственных связей при этом будет способствовать значительному снижению чрезвычайности ситуаций. С другой стороны, процесс подготовки сотрудников подвергнется систематизации и оптимизации, и, как следствие, упорядочится возрастёт специальная подготовленность (психологическая, правовая, тактическая и техническая) как результат этих процессов.
Сложность моделирования ситуаций в практике служебной деятельности с применением силы и оружия обусловливается многочисленными факторами профессиональной компетентности сотрудника. Например, рассматривая крайнюю меру принуждения, применение огнестрельного оружия должно всегда производиться на основе закона по установленной процедуре, но разнообразие ситуаций в рамках конкретного основания его применения и поведения преступников позволяет говорить об усвоении закономерностей, приводящих к необходимости применения данной меры воздействия [3].
В целях упорядочивания процесса принятия решения на применение сотрудниками ОВД силы и придания ему системного характера необходимы разработка и правовое обоснование типов поведения преступников на основании интенсивности оказываемого противодействия, а также определения соответствующих ему мер непосредственного принуждения [5,8].
Ситуации оказания противодействия динамично меняются.В процессе применения мер непосредственного принуждения сотрудник ОВД должен постоянно оценивать действия преступника, для того чтобы обеспечить соответствующие ответные меры [6]. Законодатель не даёт да и не может дать конкретный и определённый перечень оснований, которые предопределяли бы применение тех или иных мер принуждения в качестве адекватной ответной поведенческой реакции со стороны сотрудника. Например, рассматривая применение огнестрельного оружия, закон ограничивается лишь исчерпывающим перечнем случаев, которые, наряду с нормами, устанавливающими обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния, выступают в качестве непосредственных правовых оснований применения оружия [1,5].
Ситуация представляет собой многообразие причин, способствующих возникновению у сотрудника ОВД образа действий по применению мер принуждения. Данный факт можно трактовать как усмотрение сотрудника, которое проявляется, прежде всего, в решении вопроса, применять или нет оружие в ситуации, когда для этого имеются законные основания, или действовать иным способом, применять физическую силу, специальные средства, иные подручные средства [7].
Усмотрение в процессе применения оружия характеризуется ярко выраженным императивным уклоном. Речь идёт о так называемом «объективированном усмотрении», поскольку применение оружия может вызвать непредсказуемые фактические последствия. Рассматривая поведение сотрудника ОВД в ситуации, требующей принятие решения, необходимо отметить, что в его действиях наблюдается [5]:
1) своеобразная «полярность» - применять или не применять меру непосредственного принуждения;
2) постоянный выбор той или иной меры непосредственного принуждения в зависимости от демонстрируемого уровня противодействия законному требованию сотрудника полиции.
В основе определения уровней противодействия законным требованиям сотрудника полиции лежат такие юридические понятия, как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, сопротивление представителю власти, применение насилия в отношении представителя власти, причинённый вред здоровью.
Под неповиновением понимают неподчинение виновного лица законному распоряжению или требованию полное или частичное игнорирование этих распоряжений и требований, совершение действий вопреки им либо продолжение бездействия, либо воспрепятствование (физическое, психологическое, организационное) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции.
Сопротивление представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка - это умышленные действия лица по преодолению законных действий указанных лиц, а также действий других граждан, пресекающих нарушение общественного порядка, например, при задержании лица, совершающего противоправное деяние, его обезоруживании, удержании или воспрепятствовании иным способом продолжению противоправных действий [8]. Однако, отметим, что не следует путать термины «сопротивление» и «неповиновение». Сопротивление представляет собой активные действия, направленные против лиц, пресекающих их действия, а неповиновение представляет собой пассивные действия, выражающиеся в неисполнении требований представителей власти. Сопротивление может быть выражено в форме отказа от прекращения противоправных действий с одновременным их продолжением [5].
Таким образом, при сопоставлении двух терминов «сопротивление» и «насилие» необходимо исходить из того, что сопротивление - это умышленные действия виновного лица, которые всегда связаны с противодействием и преодолением законных действий сотрудников ОВД; данные деяния не всегда могут сопровождаться применением насилия (например, отталкивание сотрудника, срыв с него погон, другой амуниции и другие действия, не причиняющие вреда его здоровью).
Насилие - это умышленные действия, напрямую связанные с причинением вреда здоровью сотрудника ОВД различной степени тяжести. Насилие также не всегда связано с сопротивлением, хотя очень часто сопутствует ему. Применение насилия может быть и не связано с сопротивлением сотруднику ОВД (например, внезапное нападение на сотрудника по мотивам мести, с целью завладения его оружием и т. п.). В этом случае сотрудник ОВД не предъявляет преступнику каких-либо законных требований, не совершает в отношении него законных действий, которые привели бы к противодействию со стороны виновного лица [1]. Если же объектом является жизнь сотрудника полиции, то насилие, с точки зрения уголовного законодательства, перерастает в иное уголовно-наказуемое деяние - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ).
На основании вышеизложенного, сопротивление, сопряжённое с насилием, считается одним из уровней противодействия [1].
Применение насилия в отношении представителя власти [1] рассматривается ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимают побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение лёгкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Под вредом, причинённым здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причинённый здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, вред средней тяжести и лёгкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека.
Таким образом, в зависимости от интенсивности противодействия можно выделить 5 типов поведения преступников [1,5]:
1. Подчинение. Форма проявления: лица признают действия сотрудника законными, не проявляют агрессии в любых её проявлениях. Этот уровень ещё называют «уступчивый» или «подчиняющийся».
2. Неповиновение. Фома проявления: лица не выполняют команд сотрудника, отказываются подчиняться ему, создают препятствия для сотрудника ОВД в его попытках осуществить контроль над преступником, проявляя при этом минимальное физическое сопротивление. Например, преступник стоит неподвижно, не двигается, не выполняет требований сотрудника, становится «мёртвым грузом», цепляясь за окружающие неподвижные предметы в процессе акций протеста или демонстрации.
3. Неповиновение с попыткой скрыться - разновидность неповиновения. Форма проявления: лицо может осуществлять словесные или физические действия, препятствующие задержанию, но не направленные на причинение вреда сотруднику полиции, в итоге пытается скрыться.
4. Сопротивление, в том числе с посягательством на жизнь и здоровье гражданина или сотрудника, сопряжённое с насилием, неопасным для их жизни и здоровья. Форма проявления: лицо выражает намерения причинить вред сотруднику полиции, чтобы избежать задержания. Агрессия может проявляться в виде принятия изготовок (стоек) для противоборства, ударов руками, ногами, нападения с предметами, а также в виде других действий, представляющих непосредственную угрозу здоровья сотрудника полиции или иных граждан. Этот уровень также называется «агрессивное сопротивление».
5. Сопротивление с посягательством на жизнь и здоровье гражданина или сотрудника, сопряжённое с насилием, опасным для их жизни и здоровья. Форма проявления: лицо осуществляет действия, которые с большой вероятностью приведут к тяжёлым последствиям для здоровья или жизни сотрудника или граждан. Включают в себя действия с огнестрельным, холодным оружием, а также угрожающие действия с проявлением чрезмерной физической силы.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников ОВД [2]. При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые согласно санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.
Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции [1]:
1. Неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
2. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
3. Публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
4. Применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
5. Посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ).
Применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования [4,6]:
- проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
- обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
- обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
Таким образом, можно и нужно систематизировать применение мер непосредственного принуждения, исходя из поведения преступника.

Список литературы и примечания.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№ 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).
2. Броев А.Х., Тактико-технические действия полицейского при групповом нападении. // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики сборник научных трудов участников всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 44-51.
3. Карданов А.К., Некоторые вопросы физической подготовки сотрудников ОВД, прикладной направленности. //Черные дыры в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 96-97.
4. Кодзоков А.Х., Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на преступников. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-1. С. 144-148.
5. Литвин Д. В. Модель применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1916-1920.
6. Хажироков В.А., Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации. // Философия права. 2016. № 3 (76). С. 24-28.
7. Черкесов Р.М., Использование принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел. // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 166-168.
8. Черкесов Р.М., Черкесов Т.Ю., Сила как неотъемлемая часть физического развития сотрудников органов внутренних дел. // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 86-88.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание.
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2011-2017.   ©